Вне времени

In 2008 Sergey Yastrzhembskiy made his long-standing idea come true – shooting documentary series, dedicated to the disappearing cultures of Africa. The project was called "Beyond the Passafe of Time." The goal is creation of a “Red List” of the threatened peoples of the Dark Continent, which, according to specialists, can completely lose their identity in the coming decade.

Waiting for Nyambe (01 May 2011)

Film information: 

Year - 2011
Director - Sergey Yastrzhembskiy
Duration – Two episodes, each – 26 minutes
Languages – English, Russian

The Lozi people are a small ethnic group primarily of the Zambezi valley. They are a people of blacksmiths, carpenters , dancers, and, above all - fishermen. Today they number only 50,000. But their historical memory is full of tales of the great and powerful monarchy built by their forefathers four centuries ago with its gods and heroes.


The litunga, or king, is the symbol of national culture and heritage of the Lozi. For the first time since 1928 the ruler of Barotseland has agreed to be interviewed and accompanied by a film crew throughout the whole ceremony of Kuomboka, meaning “to come out of the water” in the local language. Once a year, after the rainy season, the Zambezi River floods its banks in the Western Province of Zambia. And then Litunga alongside his large family leaves his winter residence and, escorted by his numerous subjects, moves by boat to his summer palace in the uplands.



Descendants of the Pale Fox (01 January 2011)

Film information:
Year - 2011
Director - Sergey Yastrzhembskiy
Duration – Two episodes, each – 26 minutes
Language – Russian


The film speaks about one of the most mysterious peoples on Earth who live in the South-Eastern part of Mali - the Dogon. The Dogon have commanded the interest of the whole world thanks to their original cosmogonic myths on the tribe’s origins that place a premium on Sirius the star and its dwarf companion Sirius B.
Kundu, where huts on the Bandigara rocks are lying like nests , is home to a large family headed by three brothers, who are healers and hunters, famous all over the Dogon land.
Life of the Dogon, like that of a vast majority of African tribes, is inextricably linked to ancestral cult. No important event is ever possible without ancestor worship.The most important holidays, such as the beginning of farm work, or remembrance day rites cannot do without a chief attribute of the Dogon culture – the masks. There are over 70 types of masks. The Dogon have a whole mask society Ava, which engages circumcised men. Here they adopt the mask-making skills, as well as learn the language of masks – sigi so, which, according to a myth, was once the vernacular of the "Pale Fox", the progenitor of the Dogon.
In the company of a young man named Isaac, the son of one of the hunters, you will learn about the multifaceted Dogon culture, their way of life, numerous crafts and traditions, such as wedding ceremony, hunting preparations , the intricacies of farming, storing and cooking.

 

A STONE-AGE KALASHNIKOV (01 June 2010)

Film information: 

Year - 2010
Director - Sergey Yastrzhembskiy
Duration – Two episodes, each – 26 minutes
Languages – Russian, English

A stone-age Kalashnikov is another documentary project of "Beyond the Passage of Time" fund, dedicated to one of the most mysterious civilizations of Earth – Africa.
The film tells the story of one of the most belligerent tribes, the Surma (also known as Suri). They live in the Omo Valley, a region in Southern Ethiopia bordering Sudan. In order to catch their tribesmen’s eye, the Surma women continue to follow the ancient tradition of cutting the bottom lip, inserting a clay plate, gradually increasing its diameter and stretching the skin. The plate can reach 40 cm in diameter. Size of the plate defines ladies' social status.
Almost every Surma man has a Kalashnikov machine-gun of his own, one he never parts with. It has become one usual attribute of the Surma men – quite like the two-meter Donga sticks. These are used once a year in a savage joust involving several villages. Winning the Donga is what most Surma men desire, for victory yields everyone’s respect and admiration and, most importantly, graces of the tribe’s beauty queen.

CHILDREN OF THE SAVANNAH (01 April 2010)

Film information: 

Year - 2010
Director - Sergey Yastrzhembskiy
Duration – Two episodes, each – 26 minutes
Languages – Russian, English

Over the last fifteen years, Sergey Yastrzhembskiy and his crew are the first people to have obtained Botswana government’s permission to film the Kalahari Bushmen.

The first 26-minute episode focuses on the life of the Bushmen, hunters and gatherers, pioneers of the Kalahari desert in Northern Botswana, who can be deemed ancestors of humanity in a way. Over the thousands of years their lifestyle remains practically intact, as if speaking for the name given by European colonists: “Bushmen” or “children of the savannah”.

The author examines the contents of a Bushman’s bag, learns the secret of their lethal weapon and discovers what bad habit they have been into for centuries. The very heart of the Kalahari sees a true thriller unfold, as the Bushmen, accompanied by the film crew, set off on horses after antelope Oryx, one of the strongest savannah animals. This unique scene is emotionally charged enough to electrify even those who are 100% indifferent to hunting.
In the second 26-minute episode the seemingly unavailable and mysterious Bushmen open up to the film crew and speak of their life, their values and their outlook.
The Bushmen art is another leitmotif of the film. Yastrzhembskiy is consulted by Qani Xiite, a young Bushwoman, professional dancer and songwriter, and an expert in the field. Guided by Qani, we will dive into the amazing world of music, dance, games and superstitions, full of shades and nuances, to finally witness the trance dance – the main sacrament of the Bushmen.

People the Size of a Fist (01 March 2010)

Film information: 

Year - 2010
Director - Sergey Yastrzhembskiy
Duration – Two episodes, each – 26 minutes
Languages – Russian, English


“People the Size of a Fist” is the fourth documentary in the “Beyond the Passage of Time” series devoted to rapidly vanishing cultures of Africa, the most enigmatic continent.
The film crew sets off for Lokomo in Eastern Cameroon in order to delve into the daily life, traditions and customs of the Baka Pygmies.
In the first episode Sergey Yastrzhembskiy introduces the audience to a small Baka people who are not involved in agriculture or cattle breeding, but rather prefer to make use of what nature offers: fishing, collecting tubes and hunting, which they do with a lot of skill based on profound knowledge of the flora and fauna.
It's important to mark that these people are fairly familiar with civilization. They exchange meat and animal hides for old clothes, bottles and spear tips with the neighbouring Bantu peoples.
The film also shows strict hierarchy in the tribe and shared responsibilities and role. For instance, the women build huts, make kitchen utensils, do gathering and fishing, while the men hunt.
But what they all share is music, song and dance: the Pygmies are famous for their unique polyphonic singing, which is considered part of the UNESCO heritage.

Over the Bulls’ Backs (01 February 2010)

Film information:
Year - 2010
Director - Sergey Yastrzhembskiy
Duration – Two episodes, each – 26 minutes
Languages – Russian, English

Over the Bull's Backs is the 10th film of the foundation “Beyond the Passage of Time”. The film speaks of the Hamer people that numbers no more than 15,000 people. They live in the Omo River Valley at the border between Ethiopia and Sudan. Women and men spend hours by the river, covering their bodies with sophisticated patterns of sand and clay. A highlight of the film is the puberty rite of the tribe. In order to become a man, a Hamer boy is supposed to pass three trials: to dare to raise his hand against a woman and whip her, to be able to fence off a cow herd and to run over bulls’ backs. The youngster who misses a step will never be able to become a man and give birth to a new Hamer generation.

 

The Last Chevaliers of the Desert (01 August 2009)

Film information: 

Year - 2009
Director - Sergey Yastrzhembskiy
Duration – 26 minutes (Russian version – 44 minutes)
Languages – English, French, Russian

 

The Last Chevaliers of the Desert is the first documentary of the series “Beyond the Passage of Time”.
The Berbers, who swore allegiance to the desert centuries ago, have drawn the attention of photographer and traveler Sergey Yastrzhembskiy, formerly a politician and diplomat, aide to the first two Russian presidents. With but a small crew he sets off for Morocco to document the nomadic lifestyle of the Berbers as bequeathed by their ancestors.
In his pilgrimage across the Southern Moroccan plains, the director seeks to figure out what anchors the indigenous Berbers in the desert. Faced with hardships like ill-conditioned facilities, scanty pastures due to long droughts, they still manage to handweave cloth for their tents, range up camels in caravans, rattle and clatter evil spirits away, and pass their fathers’ long-cherished secrets on to children.
The crew prize the Berbers’ hospitality, taste fresh-baked bread and traditional sweet mint tea, and even join a caravan. They also pay a windfall visit to a Berber wedding: these days, fewer and fewer nomads get married right in the Sahara.
The concluding conversation with an old sheikh constitutes the apex of both the documentary and the project on the whole. Indeed, little does man need to be happy.

Sacred Fire of the Himba

Film information: 

Year - 2009
Director - Sergey Yastrzhembskiy
Duration – Two episodes, each – 26 minutes
Language – English, Russian

Sacred Fire of the Himba is the third "Out of Time " documentary project dedicated to disappearing civilizations of the mysterious continent - Africa.

The Himba , perhaps, is one of the most original tribes of Africa . They live in their own world and time has no power over them. Even the influence of the Western civilization , embracing the whole African continent in the 20th century, has bypassed them, leaving their traditions intact. The film shows the real life of this tribe, which the Himba jealously guard from outsiders. Sergey Yastrzhembskiy handled permission from the elders to shoot the initiation rite – knocking out the teeths of the children. Also in the film shows how the Himba cover their bodies and hair with ocher, perform rituals in honor of their ancestors - a kind of religion of the tribe. The Crew also manage to make precious funeral footages of a leader’s mother.

Like hundreds of years ago the Himba reject all material values. The only wealth for them is the cattle. The documentary shows a specific role for the cult of the ancestors, which plays the role of religion in this tribe. Communication with ancestors is supported by the sacred fire that never dims. Serendipitously the crew witnessed the most important Himba rite - ceremony honoring ancestors: once a year all the clans of the tribe leave their habitat and go to the graves of their ancestors, to honor their memory .
This film shows the immutable lifestyle of the Himba, its traditions and ceremonies which remained unchanged for hundreds of years.

Вне времени

В 2008 году Сергей Ястржембский приступил к воплощению своей давней идеи – съемкам документального сериала, посвященного стремительно исчезающим культурам Африки. Проект получил название «Вне времени». Его цель - создать «красную книгу» народов Черного континента, которые, по оценкам ученых, могут полностью утратить свою самобытность в ближайшее десятилетие.

«В ожидании Ньямбе»

Информация о фильме:
Год производства - 2011
Режиссёр - Сергей Ястржембский
Продолжительность - две серии по 26 минут
Язык - английский, русский

Лози – небольшой этнос, проживающий в долине реки Замбези. Это народ кузнецов, плотников, танцоров, и, прежде всего, рыбаков. Сегодня их осталось лишь 50 тысяч. Но их историческая память полна сказаний о великой и сильной монархии, построенной праотцами четыре века назад, о её божествах и героях.

Воплощение национальной культуры и идентичности лози – король, на местном языке – литунга. Впервые с 1928 года глава Баротселенда согласился дать интервью иностранным гостям, показать им свой двор и познакомить с членами королевской семьи, а главное – разрешил сопровождать его на протяжении всей важнейшей для лози церемонии под названием Куомбока, что означает на местном языке – «выходить из воды». Раз в году, после сезона дождей, река Замбези разливается, затапливая всю Западную провинцию Замбии. И тогда литунга со всей своей многочисленной семьей покидает летнюю резиденцию и с огромной свитой переезжает на лодках на возвышенность, в свой зимний дворец.

«Дети Бледного Лиса»

Информация о фильме:
Год производства - 2011
Режиссёр - Сергей Ястржембский
Продолжительность - две серии по 26 минут
Язык - русский

Фильм повествует об одном из самых загадочных народов планеты, проживающих на юго-востоке Мали – Догонах. Они снискали интерес всего мира благодаря своей оригинальной космогонической мифологии о происхождении племени, в которой звезде Сириус и её спутнику - Сириусу B отводится ключевая роль.

В Кунду – одной из традиционных деревушек, которые разбросаны по скалам Бандиагара как птичьи гнезда, проживает многочисленная семья во главе с тремя братьями охотниками-целителями, известными по всей стране Догонов.

Жизнь догонов, как и подавляющего большинства африканских племен, неразрывно связана с культом предков. Самые главные праздники, такие как начало сельскохозяйственных работ, или ритуальные процессии поминовения усопших не обходятся без главного атрибута догонской культуры – масок. Их насчитывается более 70 видов. У догонов существует целое Общество масок Ава, в которое входят мужчины, прошедшие обрезание. Здесь они перенимают мастерство по изготовлению масок, а также учат язык масок – сигисо, на котором, согласно мифам, в свое время умел говорить «бледный лис», прародитель догонов.

Вместе с юношей по имени Иссака, сыном одного из охотников, вы познакомитесь с многогранной догонской культурой, их бытом, многочисленными ремеслами и традициями, такими как свадебная церемония, подготовка к охоте, тонкости выращивания, хранения и приготовления пищи.

«Калашников из каменного века»

Информация о фильме:
Год производства - 2010
Режиссёр - Сергей Ястржембский
Продолжительность - две серии по 26 минут
Язык - английский, русский

«Калашников из каменного века» - очередной фильм документального проекта «Вне времени», посвящённого стремительно и бесследно исчезающим цивилизациям самого загадочного континента Земли – Африки.

В фильме рассказывается об одном из самых воинственных племён Эфиопии – Сурма. Оно проживает в долине реки Омо – районе, расположенном на юге страны и граничащем с Суданом. Чтобы привлечь внимание своих соплеменников женщины Сурма разрезают себе нижнюю губу и вставляют в неё глиняный диск. Размер этого диска, многие из которых в диаметре достигают 40 сантиметров, определяют социальный статус девушки.

Почти у каждого мужчины здесь есть свой автомат Калашникова, с которым он никогда не расстаётся. Раз в год между деревнями устраиваются кровавые бои на двухметровых палках Донга. Победа в Донга для мужчин Сурма – это смысл их жизни, почёт и уважение, а, самое главное, внимание первой красавицы деревни.

«Дети саванны»

Информация о фильме:
Год производства - 2010
Режиссёр - Сергей Ястржембский
Продолжительность - две серии по 26 минут
Язык - английский, русский

«Дети саванны» - двухсерийный документальный фильм сериала «Вне времени», посвященного стремительно и бесследно исчезающим цивилизациям самого загадочного континента Земли – Африки.

За последние пятнадцать лет Сергей Ястржембский и его команда стали первой съемочной группой, которой правительство Ботсваны разрешило снимать жизнь бушменов – древнейших обитателей пустыни Калахари.

Первая 26-минутная серия фильма повествует о жизни и быте бушменов – охотников и собирателей, первопроходцев бескрайней пустыни Калахари на севере Ботсваны, в определенном смысле – предков человечества…. За десятки тысяч лет они не изменили своего традиционного образа жизни, как бы оправдывая само название, данное им европейскими переселенцами: «бушмен» в переводе означает «дитя саванны», «человек леса».

Автор собственноручно изучает содержимое заплечных сумок бушменов, выведывает секрет их смертельного оружия и открывает, от какой очень вредной привычки они не могут избавиться на протяжении многих столетий. В самом сердце Калахари разворачивается настоящий триллер, когда бушмены в сопровождении съемочной группы пускаются в погоню на лошадях за одним из самых грозных животных саванны – антилопой орикс. Уникальные съёмки этого действа настолько эмоционально заряжены, что не оставят равнодушным даже самого далекого от охотничьей тематики зрителя.

Во второй 26-минутной серии фильма на первый взгляд загадочные бушмены понемногу открываются съемочной группе и рассказывают о себе, своих ценностях и представлениях о мире.

Искусство бушменов - ещё одна важная тема фильма. Проводником и консультантом Ястржембского стала юная бушменка Кани Сиит, профессиональная танцовщица и композитор. Вслед за ней мы окунемся в удивительный мир музыки, танцев, игр, примет и суеверий, сотканный из намеков и полутеней, и наконец-то станем свидетелями главного мистического таинства бушменов - танца транса.

«Люди величиной с кулак»

Информация о фильме:
Год производства - 2010
Режиссёр - Сергей Ястржембский
Продолжительность - две серии по 26 минут
Язык - английский, русский

«Люди величиной с кулак» – четвертый фильм документального проекта «Вне времени», посвященного стремительно и бесследно исчезающим цивилизациям самого загадочного континента Земли – Африки.

Съемочная группа отправилась в Локомо в восточную часть Камеруна с тем, чтобы детально изучить все грани быта, традиций и устоев пигмейского племени Бака.

В первой серии Сергей Ястржембский знакомит зрителя с образом жизни малочисленной народности Бака, которая не занимается земледелием и не разводит скот, а предпочитает пользоваться дарами природы – ловить рыбу, собирать коренья и охотиться, что они делают с большим мастерством, основанном на очень глубоких познаниях в области животного и растительного мира.

Надо сказать, что цивилизация не обошла стороной и это племя. С проживающей по соседству более развитой народностью Банту они обмениваются добытыми на охоте мясом и шкурами животных, медом, получая взамен поношенную одежду, пустые бутылки и наконечники для копий.

В фильме показана также строгая иерархия, установленная в племени, по которой между женщинами и мужчинами четко распределены роли и обязанности. Так, женщины строят хижины, плетут домашнюю утварь, занимаются собирательством и даже рыбачат. А мужчины охотятся.

Но всех объединяет искусство, воплощенное в музыке, пении и танцах. Ведь пигмеи славятся уникальным многоголосым пением, вошедшим во Всемирное наследие ЮНЕСКО.

«Бегущие по спинам быков»

Информация о фильме:
Год производства - 2010
Режиссёр - Сергей Ястржембский
Продолжительность - 26 минут
Язык - английский, русский

«Бегущие по спинам быков» - десятый фильм документального проекта «Вне времени», посвящённого стремительно и бесследно исчезающим цивилизациям самого загадочного континента Земли – Африки.

Этот фильм посвящён племени Хамер, которое насчитывает не более 15 тысяч человек. Домом для этого племени является долина реки Омо, находящаяся на границе Эфиопии и Судана. Женщины и мужчины этого племени готовы часы напролёт проводить у русла реки, покрывая свои тела замысловатыми узорами из песка и глины. Особая роль в этом фильме отведена ритуалу инициации у этого племени. Чтобы стать мужчиной, юноша Хамер должен пройти три испытания: не побояться поднять руку на женщину и избить её прутиком, суметь удержать стадо быков и пробежать по спинам стоящих в ряд коров. Тот юноша, который оступится и упадёт, никогда не сможет стать мужчиной и продолжить род племени Хамер.

«Последние пленники пустыни»

Информация о фильме:
Год производства - 2009
Режиссёр - Сергей Ястржембский
Продолжительность - 26 минут (русская версия - 44 мин)
Язык - английский, французский
«Последние пленники пустыни», – так называется первый фильм документального сериала «Вне времени», посвященного стремительно и бесследно исчезающим цивилизациям самого загадочного континента Земли – Африки.

Берберы, веками хранящие верность Сахаре, привлекли внимание до недавнего времени успешного российского политика и дипломата, помощника первых двух российских президентов, а теперь фотографа и путешественника Сергея Ястржембского. Вместе с небольшой командой он отправился в Марокко, чтобы успеть запечатлеть быт кочевников, их традиции, доставшиеся им в наследство от предков.

Путешествуя по Сахаре в поисках последних кочевников, живущих вдалеке от цивилизации, автор попытался понять, что их удерживает в пустыне. Почему они, несмотря на очевидные трудности – нехватку пастбищ в результате длительной засухи, отсутствия больниц и школ, продолжают ткать вручную полотна для своих палаток, обучать верблюдов ходьбе в караванах, отгонять шумом злых духов, передавать детям бережно хранимые секреты своих отцов.

Героями фильма стали люди, встретившиеся на пути Сергея Ястржембского. Он побывал у них в гостях, попробовал свежеприготовленных хлеб, совершил караванный переход. Настоящей удачей оказалось посещение берберской свадьбы: все меньше и меньше кочевников женят молодых прямо в Сахаре.

Беседа со старым шейхом в финале фильма стала своеобразной квинтэссенцией не только самого фильма «Последние пленники пустыни», но и всего проекта «Вне времени». Ведь, по сути, человеку, действительно, мало что надо, чтобы быть счастливым.

«Священный огонь Химба»

Информация о фильме:
Год производства - 2009
Режиссёр - Сергей Ястржембский
Продолжительность - две серии по 26 минут
Язык - английский, русский

«Священный огонь Химба» - третий фильм документального проекта «Вне времени», посвящённого стремительно и бесследно исчезающим цивилизациям самого загадочного континента – Африки.

Химба, пожалуй, одно из наиболее самобытных племён Африки. Они существуют в своём собственном мире, над ними не властно течение времени, даже напор западной цивилизации, охвативший весь Африканский континент в 20 веке, словно обошёл их стороной, оставляя их традиции нетронутыми. В фильме показана подлинная жизнь этого племени, которую Химба ревностно охраняют от чужаков. Сергею Ястржембскому удалось получить разрешение старейшин на съёмки ритуала инициации - выбивания коренных зубов детям. Так же в фильме показано, как Химба покрывают свои тела и волосы охрой, исполняют ритуалы в честь своих предков – своего рода религии этого племени. Съёмочной группе так же удалось сделать ценные кадры похорон матери одного из вождей.

Как и сотни лет назад Химба отвергают все материальные ценности. Единственным богатством для них является скот. В фильме особая роль отводится культу предков, который в этом племени заменяет религию. Связь с предками поддерживается через священный огонь, который никогда не должен погаснуть. По счастливой случайности съёмочной группе удалось стать свидетелями самого главного обряда Химба – церемонии почитания предков: раз в год все кланы этого племени снимаются со своих насиженных мест и отправляются к могилам предков, чтобы почтить их память.

В этом фильме Сергею Ястржембскому удалось передать неизменность уклада этого племени – все традиции и церемонии Химба были такими же и сотни лет назад.