Сибирская коллекция

Сибирская Сергея Ястржембского включает в себя семь документальных фильмов, снятых в период с 2009 по 2011 г. Фильмы рассказывают о таких малочисленных народах России, как эвены, эвенки, юкагиры, долганы, нганасаны, береговые чукчи, чукчи-оленеводы, якуты.
Их численность, за исключением якутов, не превышает 50 тысяч человек. Они проживают в северных районах России, на бескрайних просторах великой Сибири, простирающейся от Уральских гор до побережья Тихого океана, на территориях традиционного расселения своих предков. Они сохранили традиционный образ жизни, хозяйствование и промыслы и осознают себя самостоятельными этническими общностями. Некоторые из них – до сих пор еще исповедуют шаманизм, несмотря на жесткое, а, порой, жестокое отношение к шаманам во времена советской власти.

Удмурты. «Вверх подносимое»

Информация о фильме:

Год производства - 2011
Режиссёр - Сергей Ястржембский
Продолжительность - 26 минут
Язык - английский, русский

«Вверх подносимое….» - фильм о верованиях небольшого сибирского народа - удмуртов, которые, несмотря на распространение христианства, в повседневной жизни продолжают исполнять языческие обряды из далёкого прошлого. Древний языческий бог Инмар был раньше жесток и принимал кровавые жертвоприношения, а сегодня - «то, во что душу вкладывают», то есть хлеб; но также и деньги – удмурты легко расстаются с ними, освящая и принося на алтарь богу неба. Мистикой пронизано сознание удмуртов и вся их скромная, непритязательная жизнь, в которой всё совершается для того, чтобы стать чуть ближе к Небу, к Инмару. «И тогда после нас ничего не останется – только светлые миры», - говорят удмурты.

Якуты. «Очищение солнцем»

Информация о фильме:

Год производства - 2011
Режиссёр - Сергей Ястржембский
Продолжительность - 26 минут
Язык - английский, русский

Якуты – самый многочисленный народ Сибири, потомки воинов великого Чингисхана. По-видимому ген непобедимого воина, имеющийся в крови этого народа, позволил якутам сохранить веру в дух Матери-природы Аар Айыы. Когда-то, много столетий назад древняя религия Аар Айыы учила предков нынешних якутов жить в любви и гармонии с природой - нашей кормилицей. Эта мудрая религия не разделяла людей на своих и чужих, а порабощение человека человеком и других народов считала большим грехом. Затем на берега могучей реки Лена пришли люди с Запада и указом воеводы запретили Аар Айыы. Сегодня три столетия спустя этого запрета древняя религия переживает мощное возрождение на земле народа Саха.

«Законы выживания»

Информация о фильме:

Год производства - 2011
Режиссёр - Сергей Ястржембский
Продолжительность - 26 минут
Язык - английский, русский

Испокон веков чукчи, проживающие на побережье одноименного Чукотского моря (северо-восток Сибири) занимались промыслом морского зверя. В 1956 году промысел был запрещен по причине угрозы исчезновения моржей и китов. С исчезновением традиционного занятия чукчи стали стремительно утрачивать национальную идентичность. Причина не только в отсутствии генетически привычных занятий, а также и в том, что чукчи перестали употреблять в пищу жизненно необходимое им мясо морского зверя. И вот в чукотском поселке Лорино было решено возродить древний промысел. Чукчи верят, что если они будут есть мясо моржа и кита, они, как народ, смогут выжить.

«Люди-олени»

Информация о фильме:

Год производства - 2011
Режиссёр - Сергей Ястржембский
Продолжительность - 26 минут
Язык - английский, русский

Чукчи-оленеводы – особый народ. Они - кочевники. Их богатство, смысл жизни – олени. Мать-олениха – главное божество, защитница чукчей от всех бед и напастей. Природа в здешних краях не приветлива к человеку. В здешней тундре только чукчи могут выжить. Они по-прежнему, как и много веков назад, умещают весь свой нехитрый скарб в сани, и, ведомые оленями, кочуют по бескрайним просторам северо-восточного края России.
Зимой, когда ночью в тундре минус 50, а днем не выше 40 градусов мороза, для оленеводов наступает «горячая пора»: надо отделить молодняк от основного стада, слабых от сильных. А стада у чукчей, не шутка ли, по несколько тысяч голов.

«Люди с остроконечными головами»

Информация о фильме:

Год производства - 2011
Режиссёр - Сергей Ястржембский
Продолжительность - 26 минут
Язык - английский, русский

Юкагиры по-настоящему малый народ России. Перепись населения 2002 года указывает их численность около 1600 человек. Живут они на берегах рек и озер, на территории Якутии и Магаданской области. Герой фильма Семен Николаев все теплое время года проводит на берегу озера, в жилище, больше похожем не на юрту, а на избу. Есть у Семена и «домашнее животное» – горностай. Горностай вместе с хозяином живет там же, у озера, «ловит» рыбу, «охотится» за дичью, только с хозяйского стола. Семен – человек образованный, и хотя может жить в городе, предпочитает вольное обитание на природе, с традиционными юкагирскими промыслами – рыбным и охотой.

«Дорога длиною в жизнь»

Информация о фильме:

Год производства - 2011
Режиссёр - Сергей Ястржембский
Продолжительность - 26 минут
Язык - английский, русский

Эвены – малочисленный народ России, традиционно проживающий на северо-востоке Сибири. Герои фильма – кочевая семья эвенов. Глава семьи – бабушка. Именно она руководит сложным процессом подготовки к кочевью, доставки всего необходимого к месту перемещения, приготовлением пищи, да и вообще, всем непростым хозяйством. Весь фильм - большая дорога. Погода не балует обитателей здешних мест. Лета практически нет. Больше полугода - зима. Дед ловит рыбу, пытается подстрелить полярную куропатку, сын и зять охотятся на горных баранов, дочь разделывает дичь, внучка помогает по хозяйству, иногда делает уроки и катается на велосипеде по заснеженной тундре. И все вместе занимаются непростым делом – уходом за оленем. Олени рожают, у них появляются оленята. Значит, пора сниматься со стоянки и отправляться на поиски новых пастбищ.

«Лето за 72 параллелью»

Информация о фильме:

Год производства - 2011
Режиссёр - Сергей Ястржембский
Продолжительность - 26 минут
Язык - английский, русский

Действие фильма «Лето за 72-й параллелью» разворачивается на полуострове Таймыр, в поселке Волочанка, объединившем два народа Севера России: нганасанов и долганов. Они говорят на разных языках и молятся разным богам, но вечная мерзлота диктует им общий образ жизни. У этих северных народов многие обычаи сохранились нетронутыми: они по старинке рыбачат, плетут фантастические орнаменты из бисера и выстругивают лодки и санки. У нганасан есть поверье, что все люди и они сами произошли от оленей, и не зря: эти животные дают им и кров, и одежду, и пищу. Кажется, вся их жизнь проходит размеренно и неторопливо, но проникновение шумной городской жизни всё больше даёт о себе знать. Они больше не кочуют с оленями, почти не носят традиционной одежды и потихоньку забывают свои протяжные, грустные песни. «Некому передать санки с приданым, - печалится один из долган, - одна надежда на детей». Но и сами дети уже носят русские имена, и лишь немногие из них хотели бы стать, как отцы, охотниками в этой ледяной тундре.